ОД "Русская версия"

2016 год: неустойчивый период для армянских СМИ

RIAN_02653810.LR_.ru_.jpg

Проблема защиты источников информации, самоцензура, нехватка финансирования — в 2016 году армянским журналистам предстоит преодолевать много профессиональных трудностей. English

Гегам Варданян
3 March 2016

Те, кто внимательно следят за армянскими СМИ, наверняка помнят две даты 2015 года: 23 июня и 6 декабря. В разгар летней жары журналисты оказались в центре событий, когда полиция применила силу при разгоне людей, выступавших против роста цен на электричество. Эти протесты получили название «Электрический Ереван». Пять месяцев спустя выборочное освещение проводимого элитой конституционного референдума показало, какое влияние на медийный сектор оказывает туманная ситуация с собственниками СМИ.

Несмотря на растущее влияние интернет-СМИ, телевидение, находящееся под государственным контролем, остается основным источником информации для большинства жителей Армении. В относительно свободном онлайн-пространстве новостные репортажи подчас приводят к нападкам со стороны государственных органов, и журналистам приходится месяцами отстаивать анонимность своих источников. В то же время онлайн-платформы испытывают трудности с поиском финансирования, основным источником которого является реклама, а собственники крупных телекомпаний имеют политические связи и продолжают оставаться в тени.

Давайте посмотрим на ключевые этапы развития армянских СМИ в 2015 году.

Защита источников информации

Осенью 2015 года Конституционный суд Армении подтвердил право средств массовой информации защищать свои источники. Причиной стало дело, которое в 2014 году прошло через все судебные инстанции Армении. Следователь Гарик Бегоян обратился в суд, чтобы заставить оппозиционно настроенные СМИ – газету «Грапарак» и новостной портал iLur.am – раскрыть свои конфиденциальные источники.

В мае 2014 года «Грапарак» и iLur.am рассказали о конфликте между начальником полиции Ширакской области на севере Армении и двумя спортсменами – братьями Артуром и Рафаэлем Алексанянами. Согласно этим СМИ, начальник полиции Вардан Надарян ударил своим пистолетом Рафаэля по голове, а затем угрожал оружием Артуру.

«Если источник будет раскрыт хотя бы раз, это будет иметь отрицательное воздействие на весь медийный сектор Армении»

Следователь, проводивший уголовное расследование действий полиции, инициировал и впоследствии выиграл на всех трех уровнях армянской судебной системы дело против газеты и портала. Суды постановили, что журналисты должны раскрыть свои источники в этом обычном уголовном деле.

Армянское законодательство закрепляет защиту источников информации. Только в особых случаях, когда ситуация связана с серьезным преступлением или высшими государственными интересами, суд может потребовать от журналистов раскрыть свой источник.

Конфликт между офицером полиции и двумя спортсменами не является таким случаем. Адвокат Ара Газарян отмечает: «В таких обычных делах нужно пытаться раскрыть преступление, опираясь на принятые методы расследования, а не на источники информации СМИ. Если источник будет раскрыт хотя бы раз, это будет иметь отрицательное воздействие на весь медийный сектор Армении: источники перестанут делиться той информацией, которую СМИ не смогли бы получать в нормальных условиях».

Khanumyan.png

В 2015 Кристине Ханумян предстояло судиться за отказ раскрыть свои источники. CC YouTube.Давление полиции на журналистов зашло так далеко, что прокуратура завела уголовное дело на редактора сайта iLur.am Кристине Ханумян за отказ раскрыть свой источник по данной истории.

В июле 2015 года представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дуня Миятович вмешалась в эту ситуацию и выпустила заявление, в котором отмечалось, что обязательство раскрывать источники информации может иметь ужасающие последствия для свободы СМИ, поскольку защита источников обеспечивается в интересах общества.

Позднее Ханумян заявила, что была готова сесть в тюрьму, не подчинившись решению суда, но не раскрыла бы свой источник

В результате генеральный прокурор Армении прекратил уголовное дело в отношении журналистки. Однако позднее Ханумян заявила, что была готова сесть в тюрьму, не подчинившись решению суда, но не раскрыла бы свой источник: «Мое тюремное заключение стало бы идеальным прецедентом подавления свободы слова, после которого по меньшей мере половина СМИ ввела бы самоцензуру. То есть многие журналисты, увидев наш пример, побоялись бы писать свободно», - сказала она.

Официально в Армении запрещена цензура, но журналисты в целом знают политическую ориентацию средства массовой информации, в котором работают, знают, кто его владелец и на какие темы писать можно, а на какие нельзя.

Цензура или самоцензура?

Самоцензура, осознание границ своей свободы – это в целом одна из определяющих черт армянских СМИ, в особенности вещательных. Проведенное Ереванским пресс-клубом в 2013 году исследование «Состояние медийной отрасли в Армении» показывает, что абсолютное большинство экспертов в области СМИ и анонимных респондентов из числа журналистов считают, что многие средства массовой информации вынуждены становиться на путь самоцензуры в результате давления со стороны властей.

Например, вещательные СМИ проявляют удивительное единогласие, говоря о президенте страны Серже Саргсяне. В преддверии конституционного референдума 6 декабря 2015 года Саргсян дал восьми телеканалам интервью, посвященное проекту конституции.

Законодательство Армении запрещает политическим партиям владеть телеканалами, но по меньшей мере четыре телеканала де факто принадлежат или активно защищают интересы какой-либо партии

Новая конституция получила 60% голосов, укрепив роль премьер-министра и сделав пост президента во многом церемониальной должностью. Велика вероятность, что результатом станет сохранение влияния Саргсяна.

RIAN_02653810.LR_.ru_.jpg

Человек читает газету "Храпарак" во время "Электрического Еревана". (c) Кирилл Калинников VisualRIAN. Все права защищены.Телеканалы не показали ни видео целиком, ни даже короткого фрагмента интервью, пока на следующий день на официальном сайте президента не появилась стенограмма.

То, что Саргсян сказал журналистам в ходе интервью, не было передано общественности даже в устной форме. Никто не поспешил сообщить зрителям, что президент страны наконец прокомментировал этот важный вопрос, по которому так не хватало настоящего общественного обсуждения. Печатные же и онлайн-СМИ вообще не пригласили на интервью, им пришлось довольствоваться стенограммой.

Хорошо известные неизвестные владельцы СМИ

Проблема телевещания – это отдельный вопрос для медийного сектора Армении. Законодательство Армении запрещает политическим партиям владеть телеканалами, но по меньшей мере четыре телеканала де факто принадлежат или активно защищают интересы какой-либо партии.

Возьмем, к примеру, канал «Еркир Медиа ТВ», который вещает на всю страну и имеет достаточно сильную новостную и аналитическую команду. Этот канал имеет тесные связи с Армянской революционной федерацией (АРФ), небольшой националистической партией с социалистическими взглядами.

Некоторые из руководителей «Еркир Медиа» являются членами АРФ, и хотя партия не финансирует телеканал, он всегда защищает точку зрения АРФ. Например, во время кампании в преддверии декабрьского референдума о поправках в конституцию политические программы «Еркир Медиа» полностью соответствовали взглядам АРФ и включали высказывания в поддержку предлагаемых поправок.

RIAN_01102369.LR_.ru_.jpg

Гагик Царукян - предприниматель и политик, связанный с популярным телеканалом "Кентрон". (c) Мхитар Хачатарян / VisualRIAN. Все права защищены.Канал «Кентрон ТВ», который смотрят по всей Армении (особенно хорошо известны ежедневные политические интервью, которые канал передает вечером), принадлежит Мураду Галояну, свату крупного бизнесмена Гагика Царукяна. Царукян до февраля 2015 года был лидером партии «Процветающая Армения». У партии в парламенте 33 депутата, и сам Царукян также является членом парламента.

«Страна закона», еще одна партия, представленная в национальном парламенте (небольшая центристская фракция, бывший участник правящей коалиции), известна тем, что под ее опекой находится станция H3 TV. Весной 2014 года канал приобрела российско-армянская компания, одним из акционеров которой является председатель этой партии Артур Багдасарян. H3 вещает в Ереване и в настоящее время не имеет влиятельных новостных или аналитических программ. 

И наконец, канал «Арарат ТВ» напрямую связан с правящей Республиканской партией Армении (РПА). Этот телеканал располагается в цокольном этаже офиса РПА и в основном передает документальные фильмы. Аудитория новостных программ этого канала невелика.

Армянское законодательство делает невозможным определение личности собственников канала «Армения ТВ»

На этом история о связях телекомпаний с различными политическими силами не заканчивается. Крупнейшим медийным объединением в Армении является «ПанАрмениан Медиа Групп». Оно включает каналы «Армения ТВ», АТВ, «Армньюз ТВ», «Радио джан», «Лав радио», еженедельник «ТВ Мол», новостные порталы Tert.am и Blognews.am. Консолидация этих компаний связана с именем зятя президента Микаэла Минасяна, который занимает пост посла Армении в Ватикане.

Самой влиятельной станцией объединения «ПанАрмениан» является «Армения ТВ». Этот семейный канал известен своими мыльными операми, комедийным сериалами и развлекательными передачами. При этом у канала есть амбициозная редакция новостных и аналитических программ, и в его передачах в положительном свете предстает Саргсян, его предвыборные обещания и планы на будущее.

Армянские СМИ не раз писали о том, что настоящим владельцем объединения «ПанАрмениан» является Минасян. Оппозиционные политики говорят о группе как о собственности Минасяна, однако нет прямых доказательств. Говоря о влиянии зятя президента страны на медийный сектор, армянские СМИ обычно используют выражение «согласно имеющейся у нас надежной информации». На данный момент против них не поданы судебные иски по этому поводу.

Однако армянское законодательство делает невозможным определение личности собственников канала «Армения ТВ», причем мы даже не говорим о настоящих собственниках. «Армения ТВ» – закрытое акционерное общество, и общественность не может выяснить личность даже официальных собственников компаний такого типа.

Что произойдет с региональным телевидением?

За пределами Еревана влияние региональных телекомпаний снижается, возможно закрытие нескольких каналов.

В отчете, опубликованном в 2016 году, организация Human Rights Watch выразила свою обеспокоенность еще одним важным изменением, которое вскоре ожидает армянское телевидение. В этом году Армения должна переключиться на цифровое вещание. Десять телекомпаний, которые вещают в армянских регионах, не имеют лицензий на цифровое вещание. Со временем им придется или закрыться, или продолжать вещание в неконкурентоспособном аналоговом формате. Цены слишком высоки и вытолкнут небольших игроков с рынка.

Реалистичным сценарием является постепенное закрытие региональных и местных телекомпаний. Это приведет к еще большему укреплению позиций крупных телеканалов

В декабре 2015 года парламент Армении внес изменения в закон о теле- и радиовещании, чтобы решить этот вопрос, предоставив региональным телекомпаниям право продолжить вещание в аналоговом формате. Однако, по мнению экспертов в области СМИ, эти поправки не решают проблему.

С точки зрения председателя Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна, законопроект не создает для телекомпаний, не получивших лицензий на цифровое вещание, реалистичные и доступные механизмы, которые позволили бы им продолжать работу и на равных конкурировать в телевизионном секторе. Главы региональных телекомпаний придерживаются того же мнения.

Реалистичным сценарием является постепенное закрытие региональных и местных телекомпаний. Это приведет к еще большему укреплению позиций крупных телеканалов, имеющих общенациональный охват.

Свободный Интернет, слабый рынок

А вот Интернет в Армении сохраняет свою свободу. По крайней мере, официально. Согласно докладу «Свобода в сети – 2015» организации Freedom House, Интернет в Армении свободен. Показатели доступа к Интернету и скорости подключения постоянно растут (по официальным данным, проникновение Интернета составляет 67%), а новостные сайты имеют больше свободы от цензуры, чем печатные СМИ.

Разумеется, Интернет – это пространство, где легко и недорого создавать собственные СМИ. В Армении существует большое число местных новостных сайтов, и они представляют, пожалуй, все крупные и небольшие политические силы и общественные группы.

«В случае Армении практически невозможно редакторской команде работать только онлайн и при этом зарабатывать деньги. Экономика страны находится в сложном положении, рынок мал»

Создать вебсайт и покрывать технические издержки и расходы, связанные с его поддержанием, гораздо дешевле, чем обеспечивать работу телеканала. Даже представители политических групп, редко появляющихся на телеэкране, таких как «Учредительный парламент», имеют собственные онлайн-ресурсы. Более того, политики и политические группы, которых редко можно увидеть по телевизору, получают достаточно внимания со стороны онлайн-СМИ. Например, газета Hetq («След») является одним из ключевых армянских СМИ в жанре журналистских расследований. Газета издается общественной организацией «Журналисты-расследователи» и работает в режиме новостного вебсайта. Издание Hetq известно в Армении своими многочисленными докладами о коррупции.

Главный редактор Эдик Багдасарян согласен, что Интернет – лучшее место для СМИ в Армении. Hetq пытается максимально использовать свою свободу, но есть одно препятствие на пути развития новостных онлайн-СМИ. По мнению Багдасаряна, это препятствие – небольшой размер рекламного рынка.

«В случае Армении практически невозможно редакторской команде работать только онлайн и при этом зарабатывать деньги. Экономика страны находится в сложном положении, рынок мал», - говорит Багдасарян. Кроме того, даже когда речь идет об Интернете, убежден Багдасарян, рекламодатели во многих случаях получают указания из одного центра.

Что касается журналистских расследований, то изданию Hetq очень помогают иностранные гранты. Без них невозможно было бы иметь независимое средство массовой информации, поддерживаемое одной только рекламой. «Есть монополия: существуют рекламные агентства, которые работают именно с сайтами, но не работают с нами. Это централизованное указание откуда-то, и распространение онлайн-рекламы находится в руках определенных людей», - утверждает Багдасарян.

Итоговая проверка: референдум по конституции

Прошедший в декабре конституционный референдум выявил ряд проблем на армянском медийном рынке.

Представляя доклад о телевизионном освещении референдума о поправках к Конституции Армении, Борис Навасардян заявил, что оппозиционная партия «Новая Армения» ни разу не появилась на канале «Армения ТВ», но регулярно фигурировала на новостных сайтах.

В докладе Ереванского пресс-клуба, следившего за кампанией в преддверии конституционного референдума, отмечается, что представители правящей Республиканской партии и сторонники конституционных поправок были неоспоримыми лидерами по количеству полученного эфирного времени.

Для контроля на СМИ применяется (более) мягкий инструмент воздействия – экономическое влияние

Например, в ходе кампании «Общественное телевидение Армении» выпустило новую серию политических дискуссий. В роли ведущего выступил Армен Ашотян, в программе дважды за месяц обсуждались конституционные поправки. Ашотян – вице-председатель Республиканской партии, министр образования и науки Армении и член предвыборного штаба кампании «Да». Неудивительно, что Ереванский пресс-клуб счел, что здесь имеет место конфликт интересов.

6 декабря, в день референдума, журналисты неоднократно сталкивались с различными препятствиями. На некоторых участках для голосования и рядом с офисами предвыборной кампании журналистам, освещавшим референдум, не давали спокойно работать, были попытки сломать их видеокамеры, в ряде ситуаций журналистов просили покинуть участок для голосования.

YesorNo_Armenia_0.png

Карта "ArmeniaNews TV" по результатам 2015 референдума. СС YouTube.В 2015 году день референдума стал вторым днем, когда журналисты подверглись массовым нападениям. Первым таким днем было 23 июня 2015 года, когда полиция применила к демонстрантам, блокировавшим проспект Баграмяна, на котором расположены президентский дворец и здание парламента, жесткие меры разгона, в том числе водометы. В толпе были и журналисты. Согласно данным расположенного в Ереване Комитета по защите свободы выражения, в этот день (23 июня) нападению подверглись 13 журналистов и операторов, более 20 представителей различных новостных СМИ столкнулись с препятствиями при исполнении своих законных профессиональных обязанностей.

Однако нападения являются не главной проблемой для СМИ в Армении. 23 июня и 6 декабря были нетипичными и особенно трудными рабочими днями для журналистов, которые, конечно, повлияли на место Армении в рейтинге свободы СМИ в 2016 году. Однако физическое насилие не является систематическим инструментом давления на журналистов.

Для контроля на СМИ применяется (более) мягкий инструмент воздействия – экономическое влияние. При этом рекламная отрасль имеет ограниченный ресурс, этих денег недостаточно, чтобы поддерживать финансовую жизнеспособность СМИ. Без политического влияния нет финансовых ресурсов, а общество пока не готово платить за контент.

Существование по-настоящему сильных и экономически независимых СМИ в Армении затруднено, и эта проблема будет сохраняться, пока экономика страны слишком слаба и подвержена политическому влиянию, чтобы поддерживать качественные СМИ. 

Had enough of ‘alternative facts’? openDemocracy is different Join the conversation: get our weekly email

Комментарии

Мы будем рады получить Ваши комментарии. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим справочником по комментированию, если у Вас есть вопросы
Audio available Bookmark Check Language Close Comments Download Facebook Link Email Newsletter Newsletter Play Print Share Twitter Youtube Search Instagram