ОД "Русская версия"

Эффект Шила

19 сентября польско-белорусский телеканал "Белсат" уволил пиарщика Ивана Шилу за "утрату доверия". Разгоревшийся скандал поставил вопрос о том, может ли канал, продвигающий "свободу и независимость" требовать от своих сотрудников самоцензуры.

Алексей Сидоренко
26 September 2018
Bildschirmfoto_2018-09-26_um_11.26.07.png

Пост Ивана Шилы в Фейсбуке, вызвавший скандал и последующее увольнение за отсутствие лояльности к польским властям.Суббота, 22 сентября 2018, завтрак в провинциальной российской гостинице за Уралом. Я здесь в командировке. Спустя три дня после начала #Шилагейта, в ресторанном телевизоре программа "Вести" с особым злорадством смакует фотографию из Белого дома, где президент Польши стоя подписывает меморандум о взаимопонимании с США, пока Дональд Трамп сидит в президентском кресле. Неудачный и весьма краткий момент, захваченный фотографом, является, по мнению "Вестей", свидетельством сервильной позиции властей центрально-европейской страны по отношению к гегемону. Именно этот снимок выложил в социальные сети пиарщик телекомпании "Белсат" Иван Шила – и был уволен за отсутствие лояльности и "непонимание ситуации".

Иван Шила, работавший последние два года на "Белсате", поделился этим изображением уже тогда, когда у оппозиционных польских обозревателей этот мем был уже на излете. "Слева – президент Польши". Едва ли президенты, фотограф, польские комментаторы, сам Иван, и, тем более, руководство канала "Белсат" могли предположить, что то, что произойдет в течение нескольких часов в комментариях к фотографии. Случившееся дало "Белсату" медиа-охват, сравнимый с результатами двух лет PR-работы белорусского пиарщика. Сам снимок, возможно, никогда бы не вышел за пределы польской политической блогосферы, если бы не комментарии руководства телеканала.

Сначала заместитель директора "Белсат" Беата Кращицка пришла в комментарии к Ивану с риторическим вопросом, понимает ли он, где работает. Г-жа Кращицка сообщила, что вопрос подписания меморандума между Польшей и США – это вопрос безопасности государства и странно, что именно Иван атакует эту идею. "Как если бы ты работал на фабрике гвоздей, получал бы каждый месяц зарплату, а позже публично говорил бы, что гвозди – фигня, а шеф – несерьезный парень", – образно объяснила свое понимание ситуации Кращицка.

Позднее подключилась директор "Белсата" Агнешка Ромашевская-Гузы: "у тебя есть проблема с пониманием, что это лояльность к работодателю, но и лояльность к коллегам и всем тем людям, которые огромными усилиями пытаются помогать твоей стране и твоим согражданам. Договор о военном сотрудничестве с США имеет огромное значение для безопасности Польши, и это одна из немногих тем, которые не являются почвой для шуток сотрудников "Белсата".

Телеканал "Белсат" (Belarusian Satellite, Белорусское Спутниковое) был создан на основании договора МИД Польши и TVP (общественное Польское телевидение) 23 апреля 2007 года. Вещает преимущественно на белорусском, но есть программы и на других языках (в частности, на русском). В 2018 году его бюджет составил 5,5 млн долларов США. Входит в состав TVP. По данным телеканала, 2,7 процента белорусов смотрят его регулярно. Одно из немногих независимых от режима Лукашенко СМИ, действующих для населения Беларуси, деятельность которого высоко ценится журналистским сообществом в Европе.

В течение следующего дня Иван сообщил, что его отключили от соцсетей канала, в котором он работал 2 года, а на его почту пришло сообщение, что руководство утратило к нему доверие. Происходившее далее развивалось по всем законам PR-провала – удаленные комментарии, скриншоты, публикации в СМИ, как минимум, на четырех языках. Требования извинений по отношению к каналу – и их отсутствие.

Желание ограничить распространение информации приводит, наоборот, к ее лавинообразному распространению

В медиа-исследованиях есть понятие "эффекта Стрейзанд", когда желание ограничить распространение информации приводит, наоборот, к ее лавинообразному распространению. В случае с #Шилагейтом произошло что-то подобное. Едва ли руководство хотело ограничить распространение мема "Дуда слева", но внезапное и эмоциональное увольнение ретранслятора сыграло злую шутку, значительно расширив охват мема и дав карты в руки авторитарным российским СМИ. За неимением других названий можем назвать это "эффектом Шила".

Фабрика гвоздей

Куда более важным вопросом, чем непосредственное поведение руководства телеканала, является, почему г-жи Ромашевская-Гузы и Кращицка вообще посчитали необходимым комментировать случайную публикацию своего контрактора (Иван Шила не был формально сотрудником "Белсата" – как и со многими другими журналистами, телеканал подписывал с ним договор подряда, который можно было аннулировать в любой момент). И это грустная история эрозии СМИ, которые финансируются правительством, совершающим последовательные шаги на пути к авторитаризму.

В этом направлении у партии “Право и Справедливость” две дороги. Первая – это судебная реформа, которая заслуживает отдельного анализа и, в рамках которой правящая партия стремится подчинить судебную ветвь партийному руководству. Вторая – это создание атмосферы самоцензуры в СМИ и установление знака равенства между партией и всей Польшей.

Польская партия "Право и Справедливость" выиграла в 2015 году парламентские и президентские выборы. Спустя несколько месяцев новое правительство сменило всех директоров на государственных каналах радио и телевидения. Позднее, TVP было замечено в атаках на политических противников правящей партии.

Это грустная история эрозии СМИ, которые финансируются правительством, совершающим последовательные шаги на пути к авторитаризму

В декабре 2017 года независимый телеканал TVN24 был оштрафован на огромную для телеканала сумму в 1,5 млн. злотых (404 тыс.долларов). Только после ноты Госдепартамента США (TVN принадлежит американской компании Scripps Network) радиочастотная комиссия отменила решение о штрафе и выступила с предложением о создании Круглого медиастола. Председатель комиссии Витольд Колодейский подчеркнул, что "свобода слова означает ответственность за него, и поэтому особенно срочной становится необходимость совместного создания форм саморегулирования в медиа".

Словосочетание "саморегулирование в медиа" у всех, кто наблюдал падение СМИ в России за последние 20 лет, вызывает четкие ассоциации с самоцензурой, обозначением "двойной сплошной" – по известному определению руководства РБК – табуированной линии, которую нельзя пересекать, и т.д. Ранее у г-жи Ромашевской не было проблем с ироничными комментариями в отношении премьер-министра Туска. В 2015году фотографию Туска и Обамы она прокомментировала "Показуха, да и только."

Журналистка украинского происхождения Олена Бабакова рассказывает о ситуации в польских медиа до того момента, когда атмосфера в Польше предполагала значительно меньше свободы слова: "Когда в 2011-15 я работала на польском радио, я написала много материалов, критических по отношению к министру Сикорскому [...]. При этом руководство никогда мне не говорило "Олена, ты чего творишь, ведь (польский – А.С.) МИД нам платит!" Директор говорил, здорово, что у меня свои взгляды и я могу их аргументировать. Но все изменилось в ноябре 2015 (после победы ПИС – А.С.). Тогда вдруг оказалось, что функция программы не информирование, а продвижение. А для этого достаточно, чтобы мнение было только у руководства...".

Прогрессорство дается все труднее, когда разрушаются институты верховенства права, а СМИ все больше вынуждены задумываться о том, как не переступить черту

Бывшая посол в Москве Катажина Пелчиньская-Наленч так прокомментировала ослабление моральных позиций продемократического вещания при использовании подобных стандартов:

"Слепо защищая телеканал "Белсат", можно очень легко не заметить, что вместо того, чтобы "учить" демократии, мы начинаем делать что-то совсем другое. А именно показывать, как можно эту демократию обходить, сфальсифицировать, переиначить".

В глазах многих "Белсат" – это независимое от белорусских властей телевидение, которое призвано нести европейскую культуру, ценности демократии и свободы, делать это вместе с целевой аудиторией, находится в партнерском диалоге, а не в колониальных иерархических связях народа-донора и безмолвного реципиента. Последние события, однако, показывают, что прогрессорство дается все труднее, когда разрушаются институты верховенства права, а СМИ все больше вынуждены задумываться о том, как не переступить черту.

 

Had enough of ‘alternative facts’? openDemocracy is different Join the conversation: get our weekly email

Комментарии

Мы будем рады получить Ваши комментарии. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим справочником по комментированию, если у Вас есть вопросы
Audio available Bookmark Check Language Close Comments Download Facebook Link Email Newsletter Newsletter Play Print Share Twitter Youtube Search Instagram WhatsApp yourData