ОД "Русская версия"

В интересах власти? O роли главного телеканала Кыргызстана

Еще со времен апрельской революции 2010 года Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики "КТРК" обещает стать действительно общественной и перестать пропагандировать позицию властей. Но в народе телеканал с наибольшей аудиторией в стране по-прежнему считают основным инструментом решения политических задач.

Камила Ешалиева
3 April 2019
Выборы члена наблюдательного совета КТРК, март 2019
|
Ютуб

В марте текущего года в Кыргызстане прошли выборы главы ведущей телерадиоорганизации страны, ОТРК (на кыргызском, КТРК). С одной стороны можно предположить, что пост руководителя КТРК - вполне престижная должность. Исследование исследовательской компании "М-Вектор" о медиапредпочтениях населения 2017 года показывает, что корпорация лидирует по численности аудитории в Кыргызстане. А по результатам исследования медиаграмотности (проект был реализован общественным фондом "Институт Медиа Полиси" в 2017 году), она возглавила список уровня доверия населения к местным телеканалам. КТРК - это еще и целая корпорация, в структуру которой входят 6 телеканалов и 5 радиостанций. Согласно годовому отчету 2017 года, вещание корпорации охватывает более 97% населенных пунктов страны, что составляет 5 820 000 миллионов зрителей из общего числа населения в 6 миллионов.

Изначально заявки на должность генерального директора корпорации подали 22 человека, a в финал прошли только 8 из них. Наиболее известными кандидатами были уже бывший генеральный директор местного частного телеканала Жайнак Усен уулу, гражданский активист Адиль Турдукулов, руководитель пресс-службы парламента Ибрагим Нуракун уулу, а также журналистка КТРК Галина Байтерек. Кроме того, прежний глава КТРК Илим Карыпбеков решил переизбраться во второй раз, несмотря на то, что еще в 2017 году обещал этого не делать.

О намерении баллотироваться на пост генерального директора, он объявил на своей странице в Facebook. "Искренне верю, что мое участие в конкурсе будет содействовать еще более активному участию и борьбе за победу каждого кандидата, что только будет способствовать Наблюдательному совету КТРК в выборе наиболее сильного и нужного в настоящее время для КТРК руководителя", - написал Карыпбеков.

В период проведения выборов ходили разные неподтвержденные слухи о том, кто может возглавить корпорацию. В одной из передач "Пятого канала" - еще одного государственного телеканала - одна из бывших руководительниц КТРК Кайыргуль Урумканова советовала Карыпбекову снять свою кандидатуру, так как определенной "группой лиц" уже было решено избрать другого кандидата, а его партию переиграли. Урумканова тогда не уточнила, кто именно принял это решение, но ее собеседник по эфиру, журналист Нарын Айып отметил, что победитель конкурса на руководящую должность определяется аппаратом президента, а не Наблюдательным советом.

6 марта стало известно, что по итогам голосования Наблюдательного совета, новым генеральным директором стал Жайнак Усен уулу. С 2015 года он возглавлял телеканал "НТС" ("Новая телевизионная сеть"), который по некоторым сведениям был связан с бывшим оппозиционным депутатом Омурбеком Бабановым. Как известно, баллотировавшийся на президентство в 2017 году Бабанов покинул Кыргызстан после того, как проиграл на выборах. В ноябре 2017 года Генеральная прокуратура возбудила на него два уголовных дела за возбуждение национальной вражды и публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя.

После победы в выборах, Усен улуу пообещал, что будет способствовать объективному и сбалансированному контенту телеканала: "Я очень надеюсь, что дело никогда не дойдет до того, чтобы КТРК использовали какие-либо политические силы для очернения и давления", - заявил он.

Бурная история КТРК

За свою более чем 80-летнюю историю, КТРК претерпел множество изменений. В 1931 году было создано Кыргызское радио, а затем в 1958 году открылась Фрунзенская телестудия. В 1991 году, после распада СССР, было организовано Государственное агентство по телевидению и радио Кыргызской Республики. Оно переросло в Государственную телерадиокорпорацию в 1996, которая в 2003 году получила статус Национальной.

Отечественное телерадиовещание запечатлело разные исторические события. Революция 2010 года стала отправной точкой для преобразования Национальной телерадиокорпорации в Общественную. Напомним, что в апреле 2010, Кыргызстан охватили кровопролитные демонстрации. Основной целью митингующих было отстранение от власти президента Курманбека Бакиева и правительства страны. Днем 7 апреля сторонники оппозиции двинулись в сторону Белого дома [государственное президентское здание], a снайперы расстреливали всех, кто заходил внутрь его периметра. Оставшиеся в живых разгромили здание парламента и захватили КТРК. В тот день погибли 87 человек и еще 300 получили ранения, большинство из них - это демонстранты.

В результате, власть полностью перешла к оппозиции, и в тот же день было сформировано временное правительство, которое возглавила бывший премьер-министр Роза Отунбаева. Спустя более года, 21 декабря 2011 года по просьбе общественности, временное правительство приняло закон об Общественной телерадиовещательной корпорации. Согласно документу, корпорация должна придерживаться принципов прозрачности, объективности и справедливости, а также избегать политической пристрастности. При этом, КТРК все еще зависит от финансирования государства.

Изменения произошли и в форме организации. За управление корпорацией теперь отвечает не только генеральный директор, но и Наблюдательный совет, состоящий из 15 лиц. Президент, Парламент и представители гражданского общества назначают по 5 членов в Наблюдательный совет на пятилетний срок. В обязанности Совета входит утверждение редакционной политики и устава корпорации. Также Совет должен способствовать прозрачности КТРК и регулировать взаимодействие вещателя с общественностью. В свою очередь, генеральный директор корпорации избирается каждые 4 года членами Совета на конкурсной основе.

Инструмент "Белого дома"

После того как корпорация приобрела общественный статус, произошло немало конфликтов, связанных с контентом телеканала. Чаще всего КТРК подозревали в провластной позиции.

Так, в начале марта текущего года медиа-эксперт и бывшая глава пресс-службы правительства Гульнура Торалиева опубликовала на своей странице в Facebook анализ новостных сюжетов КТРК. Она проанализировала 70 выпусков телеканала и заявила, что журналисты КТРК называли экс-премьер министра при Атамбаеве Сапара Исакова "коррупционером" и заостряли внимание на подробностях по его делу. Напомним, что после аварии на теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Бишкека, произошедшей в январе 2017 года, было возбуждено три уголовных дела. В списке обвиняемых указан и Сапар Исаков. Следствие считает, что экс-премьер министр "лоббировал интересы" китайской компании TBEA - которая в конечном итоге модернизировала электростанцию - при отборе подрядчика.

В анализе Торалиевой также сказано, что в эфире новостей КТРК избегают критики в отношении власти и не берут интервью у политиков и экспертов, которые не согласны с деятельностью президента и его команды. По ее словам, большинство эфирного времени на телеканале посвящается положительному освещению действий президента и правительства страны: это, как минимум, 18 из 35 минут новостного эфира.

"В последнее время давление властей на КТРК усилилось"

В беседе с oDR, Торалиева сообщила, что редакционная политика телеканала не является независимой. Более того, она не верит, что с приходом нового руководителя ситуация может измениться: "В последнее время давление властей на КТРК усилилось. В свете провозглашенной борьбы с коррупцией мы наблюдаем большую очернительную кампанию в отношении команды экс-президента Атамбаева. Они [КТРК] нарушают этические принципы, нормы законодательства СМИ. КТРК остается самым мощным инструментом властей для борьбы с оппонентами", - говорит Торалиева.

При этом, вспомним, что Торалиева, будучи пресс-секретарем тогдашнего премьер-министра Сапара Исакова, в эфире КТРК в январе 2018 обвиняла журналистку Эльнуру Алканову в дезинформации, в связи с расследованием журналистки о причастности Исакова к продаже коттеджного комплекса "Идеал Хаус", расположенного возле государственной резиденции “Ала-Арча”. На журналистку было возбуждено уголовное дело о "разглашении коммерческой, банковской или иной тайны, а также тайны сведений налогоплательщика" - "Комитет защиты журналистов", а еще и ряд международных организаций, назвало преследование в отношении Алкановой "политически мотивированным". После того, как Исаков был уволен с должности премьер-министра в апреле 2018, обвинения в адрес Алкановой были сняты из-за отсутствия событий преступления.

Ее оценку можно подкрепить аналогичным исследованием независимого сайта Kloop.kg, который проанализировал выпуски вечерних новостей, вышедших на КТРК с 7 по 16 марта 2017 года. Согласно их анализу, телеканал предоставлял своей аудитории несбалансированную информацию. История началась с того, что в марте 2017 года разгорелся скандал между экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым и местными изданиями "Азаттык" и "Заноза" (после этого инцидента онлайн-издание изменило свое название на "Кактус"). Причиной стали многомиллионные иски "в защиту чести и достоинства" президента за распространение "ложной информации". Исследование показало, что большая часть эфира была посвящена "обвинениям" со стороны экс-президента, а "Занозе" и "Азаттыку" даже не предоставили слово.

КТРК использовал тот же прием в случае с активистом и юристом объединения инвалидов "Нур-Куч" Лейлой Назгуль Сейитбек. В эфире информационной программы от 5 апреля 2016 года, саму Сейитбек и ее мужа Зальзара Темиралиева назвали "мошенниками". Отметим, что ранее они обвиняли экс-депутата Нурмахаммата Баяхунова в присвоении 16 млн сомов, которые были предназначены для строительства социального жилья для членов объединения. Однако, депутат отрицал получение этих денег. В итоге, Лейла Сейитбек и ее семья были вынуждены покинуть Кыргызстан. На данный момент, они ждут возможности получения политического убежища в одной из стран Европейского союза.

Та же история произошла с журналистом Улугбеком Бабакуловым. Главный телеканал страны в эфире новостей назвал Бабакулова "разжигателем" и "врагом народа". Напомним, что в мае 2017 года на портале Фергана была опубликована статья "Люди как звери. В киргизском сегменте соцсетей звучат призывы к расправе над сартами". В ней Бабакулов рассказал о драке между этническим кыргызом и узбеком, после которой между представителями этих наций произошел спор в социальных сетях. Журналист указал, что он намеревался показать, как пользователи интернета в Кыргызстане настроены по отношению друг к другу. Однако Октябрьский районный суд Бишкека признал его статью "экстремистской". В начале июня 2017 года, Бабакулову пришлось покинуть Кыргызстан из-за опасения ареста.

Темир Сариев | Фейсбук

В августе 2017 года КТРК снова оказался в зоне конфликта. Темир Сариев, бывший премьер-министр во времена Атамбаева, опубликовал на своей странице в Facebook текст и отчет с "доказательствами нарушения правил агитации со стороны Сооронбая Жээнбекова и использование административных ресурсов". Темир Сариев также боролся за пост президента от партии "Ак Шумкар" на президентских выборах в октябре 2017 года. Согласно подсчетам Сариева, действующего на тот момент премьер-министра и провластного кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова показали в эфире в течение 3 недель 127 раз. Жалоба касалась не только КТРК , но и других государственных телеканалов "Пирамида" и "ЭЛТР". Сариев подробно описал сюжеты, а также указал даты их выходов. К примеру, рабочая поездка Жээнбекова в Ошскую, Джалал-Абадскую, и Таласскую области вышла в эфир 32 раза.

Что говорят люди, причастные к КТРК ?

Назира Ахмедова посвятила 17 лет главному телеканалу страны. Ахмедова была ведущей новостей до 2015 года. Ей доверяли вести репортажи о самых важных событиях в Кыргызстане и брать интервью у высокопоставленных чиновников. После ухода с КТРК она была назначена руководителем пресс-службы правительства. Журналистка призналась oDR в том, что телеканал всегда вел государственную политику, но власти относились к этому буквально. "Я согласна, что телеканал должен вести государственную политику, но не в таком свете, как сейчас. Мы постоянно хвалим власть, при этом очерняя тех, кто остался не у дел. Если кто-то думает, что со временем на главном телеканале страны все изменится, то нет, никогда. Пока не изменится сама власть, телеканал останется таким же".

Назира Ахмедова | Фейсбук

Вопросы по поводу политического контента были заданы и экс-главе телерадиоорганизации Илиму Карыпбекову. В его адрес было высказано немало критики по поводу несбалансированного вещания за время его работы в КТРК. В своей речи он признался, что 12% от эфира занимают политические передачи и именно эта часть согласовывается с органами государственной власти. "Сегодняшнее законодательство, статус КТРК не позволяют корпорации стать полностью независимой. Действующие законы обязывают КТРК передавать позицию аппарата президента, правительства и госорганов без изменений – так, как им это нужно. Поэтому критика будет всегда", - ответил Карыпбеков. "Несмотря на общественный статус канала, на практике его фактические возможности составляют не более 30% от теоретических. Поэтому это закономерное явление".

Как известно, самая крупная телерадиоорганизация страны зависит и от государственного бюджета. Об этом рассказал oDR член Наблюдательного совета КТРК, Игорь Шестаков. По его словам, Коалиция фракций парламентского большинства решает сколько нужно выделить средств из бюджета. Такая практика используется и в других странах, но по мнению Шестакова, там зритель сам определяет контент общественного телевидения.

"Естественно гендиректору приходится учитывать точку зрения правящих парламентских партий и исполнительной власти. Проблема заключается не в том, что аппарат президента или фракции влияют на гендиректора. Проблема в том, что когда в 2011 году разрабатывался закон, он напрямую поставил в зависимость формирование бюджета КТРК от государственного финансирования", - объясняет Шестаков.

В годовом отчете КТРК сказано, что в 2017 году из государственного бюджета было выделено более 478 миллионов сомов (6 834 709 долларов) для поддержки деятельности корпорации. Эта сумма составляет 70% от всего финансирования. Остальные 30% покрываются собственными доходами. "КТРК должен быть ориентиром объективных СМИ, чтобы не было упреков в его адрес, что об одном политике говорят много, а о другом вообще не говорят или говорят только негативную информацию. Контент главного телеканала страны должен определяться заказчиком, то есть налогоплательщиком", - заявил Шестаков.

Примечательно, что в законе о телевидении и радиовещании прописано, что телерадиоорганизации в Кыргызстане должны быть защищены от политического или финансового давления со стороны власти. Кроме того, выбор программ и передач должен быть самостоятельным и независимым. Однако общественный статус первого телеканала страны по-прежнему остается под сомнением.

*В данную статью была внесена дополнительная информация 4 апреля 2019.

Had enough of ‘alternative facts’? openDemocracy is different Join the conversation: get our weekly email

Комментарии

Мы будем рады получить Ваши комментарии. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим справочником по комментированию, если у Вас есть вопросы
Audio available Bookmark Check Language Close Comments Download Facebook Link Email Newsletter Newsletter Play Print Share Twitter Youtube Search Instagram