ОД "Русская версия"

Правду писать в ДНР

Есть в Донецке смелые журналисты, рассказывающие обо всем происходящем. Но не без последствий для себя…In English

 

Алексей Мацука
18 July 2014

С началом так называемой «русской весны» в Донецкой области начались репрессии в отношении журналистов. 1 марта, когда на площадь Ленина в Донецке, вышли 7 тыс. человек с флагами России и никому не известной общественной организации «Донецкая республика», большинство журналистов рассказывали об этом мероприятии как об обычном митинге, цель которого - проявление воли народа. Но независимые журналисты писали, что собрание было организовано за счет административного ресурса населенных пунктов, мэры которых входили в орбиту семьи бывшего президента Украины Виктора Януковича. В этом заключалось отличие обычных местных журналистов от независимых.

Содидарность с донецкими журналистами 2013 г.  Фото автора

Содидарность с донецкими журналистами 2013 г. Фото автора

Необходимо объяснить, что сбежавший Янукович оставил в Донецкой области своих людей, которые засели на разных уровнях управленческой вертикали - от мэров городов до Донецкой областной государственной администрации. Часть из них после бегства публично отказалась от связей с Семьей, часть притаилась, а некоторые сбежали вслед за Януковичем - например экс-председатель Донецкого областного совета Андрей Федорук. Где этот человек находится сейчас - до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство местных СМИ игнорировали эти факты, сосредоточившись лишь на описании того, что наруже. Так было удобнее и проще не только для редакторов, но и для самих журналистов.

Подавляющее большинство местных СМИ игнорировали эти факты, сосредоточившись лишь на описании того, что наруже – так проще

Жить (не) по средствам

Большинство местных СМИ игнорировали темы коррупции и не публиковали материалы с нашего сайта о несоответствии образа жизни чиновника и его доходов.

Например, городской голова Макеевки Александр Мальцев всю жизнь проработав на государственной службе смог себе купить дорогой особняк с садом и бассейном. Губернатор Шишацкий купил своему сыну особняк в центре Донецка сразу после своего назначения на должность. А один из заместителей Шишацкого - государственный служащий - ходил на работу в часах за $150 тыс.

Наши материалы игнорировали по очень простой причине: журналисты оказались заложниками у своих главных редакторов, а редакторы зависимы от местной власти и собственников. Традиционно в Донецкой области власть журналистов воспринимала как прислугу. С приходом к власти Виктора Януковича и его команды донецких журналистов взяли в еще большие тиски. Единственными независимыми источниками информации из Донбасса на протяжении последних лет оставались независимое информационное агентство «Новости Донбасса» (главным редактором которого являюсь я) и сайт «Остров». На пятимиллионную область маловато, не так ли?

Мне пытались сжечь квартиру и главному редактору «Острова» Сергею Гармашу сожгли автомобиль

Работа незавсимого журналиста в Донбассе – опасная. Мне пытались сжечь квартиру; Сергею Гармашу сожли автомобиль. В 2013 году неизвестные пытались вломиться к нам в офис - это случилось после начала нашего расследования о деятельности коммунального предприятия Донецкого областного совета «Вода Донбасса», руководителем которого Шишацкий назначил своего друга. Правда со временем и мой автомобиль сгорел, но это уже после начала так называемой «русской весны» и виноваты в этом, наверное, не местные власти, винтившие нам гайки последние 5 лет, а, скорее, их «дети» - вооруженные сепаратисты.

Алексей Мацука, протестующий против притеснения и запугивания журналистов «Новостей Донбасса»

Алексей Мацука, протестующий против притеснения и запугивания журналистов «Новостей Донбасса»

«Дети» потому что, как показывают результаты наших расследований, проведенных благодаря Фонду «Возрождение», местная власть на протяжении долгого времени готовилась к «русской весны». Чиновники передавали бесплатно недвижимость организациям сепаратистов, выдавали даже денежные премии. На страницах местной прессы сегодняшние сепаратисты представали как герои, а вот активисты Евромайдана были показаны исключительно как «агенты запада», «враги народа» и бездельники.

СМИ в ДНР

Сепаратисты выставили ультиматум - писать только те новости, которые выгодны ДНР

Местные телеканалы в январе 2014 года демонстрировали после выпуска новостей одинаковые сюжеты о том как Евромайдан «мешает развитию Украины». Одновременно с этими заказными сюжетами, местная власть, которая контролировала большинство печатных изданий региона, утверждала, что в Донецк намерены приехать украинские националисты. Но последние так и не приехали, зато приехали русские неонацисты - представители радикальных российских движений, которые стали менеджерами в организации так называемой «русской весны» в областном центре. Они не скрывали свои неонацистские взгляды и призывали к погромам СМИ.

Наша редакция была вынуждена дважды изменить местонахождение, но вооруженные сепаратисты все таки достали нас по домашним адресам. В середине апреля мне сожгли автомобиль прямо на парковке у подъезда, а через несколько дней стреляли по окнам дома Сергея Гармаша. Еще через несколько дней сепаратисты пришли в компанию, которая администрирует коммерческий сайт 62.ua, где есть раздел новостей и выставили им ультиматум - писать только те новости, которые выгодны ДНР. Главный редактор и все руководство компании выехали из Донецка.

Офисы двух крупнейших частных телеканалов «Донбасс» и «Юнион» закрыты

В маленьких городах Донецкой области сепаратисты жгли редакции (в Константиновке и Торезе), крали журналистов (Александр Билинский в Горловке, Николай Рябченко в Мариуполе и другие), назначили своих доверенных лиц на редактуру изданий.

Донецкая областная государственная телерадикомпания была захвачена в мае. Первым делом сепаратисты не допустили сотрудников в офисы компании. Но из 250 сотрудников всего 15 согласились работать на ДНР. И на частоте областного госканала сейчас вещает русский телеканал «Россия 24», а те 15 сотрудников готовят программу под названием «Лица республики», где несколько раз в неделю демонстрируют интервью с представителями боевиков.

Игорь Друзь, советник министр обороны ДНР по СМИ и политике. «Лица республики»,

Игорь Друзь, советник министр обороны ДНР по СМИ и политике. «Лица республики», Фото из youtube.com

Офисы двух крупнейших частных телеканалов «Донбасс» и «Юнион» закрыты. Также прекратил выпуски новостей и «Первый муниципальный телеканал». «Донбасс» ведет вещание из Киева и Днепропетровска в городах области, которые контролируются украинской армией. Телеканал «Юнион» готовит короткие информационные сообщения, однако, сепаратисты захватили серверы телеканала и загрузили туда свои видео ролики.

Забрали из кабинетов главных редакторов на «профилактическую» беседу.. и решение было принято остановить выпуски своих газет

Также сепаратисты наведались и в редакции крупнейших и старейших газет региона - «Донбасс», «Вечерний Донецк». Они забрали из кабинетов главных редакторов на «профилактическую» беседу после чего редакции приняли решения остановить выпуски своих газет. Подписчики получают сейчас вместо газеты «Донбасс» приложение о садоводстве. Часть редакции газеты «Вечерний Донецк» встала на сторону ДНР, но акционер Ринат Ахметов принял решение остановить выпуск газеты.

Информационный вакуум

Сейчас в газетных киосках Донецка, Макеевки и других захваченных вооруженными сепаратистами городов нет украинской и местной прессы. Доступны только развлекательные журналы. В кабельных сетях не вещают украиснкие каналы (за исключением развлекательных). В освобожденном Славянске местная администрация поставила большой экран для ретрансляции украинских телеканалов - пока в городе нет света и воды в большинстве районов, местные приходят узнать новости на центральную площадь.

Активисты напали на журналистку, Донецк.

Активисты напали на журналистку, Донецк. Фото автора

Атмосфера информационного вакуума выгодна вооруженным сепаратистам. В городе распространяются только «нужные» информационные сообщения. Например, о том, что в Славянске местное «националистическое население» вместе с Нацгвардией «казнили» девочку. Или о том, что в освобожденном Краматорске «Правый сектор» заставляет горожан говорить на украинском языке.

Атмосфера информационного вакуума выгодна вооруженным сепаратистам: в городе распространяются только «нужные» информационные сообщения

Подобные фальшивки провоцировали и официальные власти Донецка еще в январе 2014 года, когда Янукович был президентом, а местная элита, полностью поддерживающая Януковича, делала все возможное для того, чтобы население не поддерживало Евромайдан. С этой целью секретарь Донецкого городского совета, один из идеологов местных «регионалов» Сергей Богачев распространял слухи о том, что в Донецк едут «боевики» радикальной организации «Правый сектор», которые будут устраивать провокации против мирных русскоговорящих дончан. Правда в итоге, «Правый сектор» так и не приехал, а приехали радикалы из России,а сам Богачев 13 июля 2014 года уехал в Бердянск на море в Запорожскую область, которая полностью контролируется украинской армией, а местное население там не боится «Правый сектор».

Односторонние истории

Ложь чиновников распространяла местная пресса - без проверки фактов, без второй стороны, без расследований. Хотя по всем законам журналистики, необходимо было бы в январе 2014 года после заявлений Богачева позвонить представителю «Правого сектора» и спросить действительно ли они сформировали автобусы со своими активистами в Донецк. Но второе мнение никого из редакторов не интересовало. Точно также как и не интересовало любое альтернативное от местной политической элиты мнение.

«Голос народа», газета в ДНР,

«Голос народа», газета в ДНР, Фото vk.com

На протяжении всего января в эфире телеканала «Юнион» выходила программа «С глазу на глаз» - в студии были обычно два гостя и ведущий. Согласно стандартов журналистики, да и просто, чтобы зрителю было интересно смотреть, обычно редакция приглашает спикеров с двумя разными мнениями. Но, видимо, задача телеканала «Юнион» была в другом - не информировать граждан, а пропагандировать, потому что в студии вместе с ведущим практически во всех выпусках этой программы стояли по два представителями одной и той же партии, либо единомышленники. Ни разу туда не пригласили активистов Евромайдана, да и просто спикера с иным от «регионалов» мнением.

Местная журналистика исполняла функцию пропагандиста, транслятора мнений местной власти - точь-в-точь ту функцию, которую возложили на журналистов в России. Но парадокс - вооруженные сепаратисты все же явились в редакцию «Юниона» уже летом 2014 года и потребовали, чтобы «Юнион» не говорил об Украине. Сейчас журналисты самого «Юниона» переживают то, что переживали «Новости Донбасса» и «Остров» на протяжении последних лет.

Принципиальность

В связи с такими трансформациями общественно-политической жизни, возможно трансформируется и местная журналистика

В связи с такими трансформациями общественно-политической жизни, возможно трансформируется и местная журналистика. Ведь после нападений на редакции, после пропаж главных редакторов, уровень солидарности донецких журналистов возрос.

Вырастет ли качество журналистики и независимость самих журналистов? Скорее всего да - подобные конфликты дают повод задуматься профессиональному сообществу о нашей общей миссии и миссии каждого из нас. Перед лицом угрозы внешнего врага, перед возможностью исчезновения журналистики как таковой, мы журналисты, должны честно ответить себе на вопрос - нет ли нашей вины во всем происходящем на Донбассе сегодня?

Had enough of ‘alternative facts’? openDemocracy is different Join the conversation: get our weekly email

Комментарии

Мы будем рады получить Ваши комментарии. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим справочником по комментированию, если у Вас есть вопросы
Audio available Bookmark Check Language Close Comments Download Facebook Link Email Newsletter Newsletter Play Print Share Twitter Youtube Search Instagram WhatsApp yourData